Финансовый омбудсмен — кто это и зачем нужен?

В отношениях между заемщиками или клиентами финансовых организаций и банкирами могут произойти недопонимания, спорные ситуации и разлад. Одной из самых частых претензий со стороны клиентов является вопрос с досрочным погашением, незаконными комиссиями, штрафами, невыплаченной страховкой и т.п.

Чтобы разрешить проблему мирным путем, стороны конфликта прибегают к помощи финансового управляющего или омбудсмена. Он разбирается в ситуации и определяет, кто прав, а кто — виноват.

Кто такой финансовый управляющий или омбудсмен?

Финансовый омбудсмен — это шведское понятие, которое переводится, как «регулятор». Финансовым омбудсменом является человек, который защищает интересы клиентов финорганизаций, столкнувшихся с определенными проблемами, конфликтами, несправедливостью действий сотрудников и руководства.

Деятельность финансового омбудсмена в России регулирует ФЗ-No123 «Об уполномоченном по правам потребителей финуслуг», который был принят в июле 2018 года. Вступит закон в силу в несколько поочередных этапов.

Так, с июня 2019 года закон коснется сферы автострахования ОСАГО. Клиенты смогут подавать жалобу на страховщика уже с 1 июня следующего года. С 28 ноября того же года нововведение коснется любых других типов страховки (кредитного страхования, страхования жизни, здоровья, потери работы и т.п.).

В январе 2020 года закон заработает для клиентов микрофинансового рынка, а с января 2021 года — для клиентов банка.

Финансовый управляющий будет рассматривать спорные ситуации на сумму до 500 т.р. Споры на более крупные суммы не в его компетенции.

Также финансовый управляющий не сможет рассмотреть спорную ситуацию по делу, которое находится на производстве в суде. Обращаясь к омбудсмену, физлицо также соглашается, что до конца разрешения спора он не должен обращаться в суд по этому делу.

Если спорная ситуация возникла больше 3 лет назад, финансовый омбудсмен тоже не сможет ее рассмотреть.

Финансовый омбудсмен

Где найти банковского омбудсмена?

Подать к нему жалобу можно будет на официальном сайте финансового управляющего. Пока закон не вступил в силу, у клиентов нет возможности обратиться к финансовому омбудсмену напрямую. В будущем сделать это сможет только физическое лицо.

Обращение за помощью к финансовому омбудсмену имеет несколько этапов. Во-первых, клиент должен сначала направить свою претензию о спорной ситуации в банк или другую организацию и дождаться ответа в течение 30 дней.

Если ответ не поступит либо он не устроит клиента, только тогда он может обратиться с заявлением к финансовому омбудсмену через форму на сайте.

Чем полезен финансовый омбудсмен?

Финансовый омбудсмен — новое понятие для российского потребителя финансовых услуг. Большинство клиентов банков даже не знает о существовании такой должности, однако помощь финансового омбудсмена будет неоценимой.

С его помощью клиент может достигнуть мирного соглашения в любой спорной ситуации. Например, через обращение к финансовому омбудсмену клиент может:

  • Получить реструктуризацию долга на выгодных для себя условиях
  • Списать незаконно назначенную комиссию, штрафы и т.п.
  • Получить возврат страховки или увеличит ее сумму
  • Отказать в требовании банка погасить займ досрочно
  • Погасить кредит раньше срока, несмотря на запрет банка
  • Вернуть незаконно списанные деньги и т.п.

Кроме прочего клиент сэкономит деньги на обращении в суд и оплате услуг юриста, ведь содействие финансово омбудсмена является бесплатной услугой для клиентов финансовых организаций.

Как подать жалобу финансовому омбудсмену?

Помните, что оставить жалобу могут только физлица на те организации, которые являются членами системы финансового управляющего. Только они обязаны исполнять вынесенные финансовым омбудсменом решения, но при этом имеют право обжаловать их в государственных судах.

Если организация не является членом системы финансового управляющего, то финансовый омбудсмен сможет направить лишь предложение руководству компании, но выполнение такого предложения будет являться необязательным.

Подать жалобу финансовому омбудсмену можно будет через официальный сайт, когда система официально заработает в России или напрямую в офисе.

Как происходит рассмотрение заявки и разрешение спорной ситуации?

После того как клиент отправит финансовому омбудсмену письмо с жалобой на действия кредитора или с просьбой в разрешении конфликтной ситуации, омбудсмен рассмотрит требования клиента и разберется в вопросе.

В результате рассмотрения споров финансовый омбудсмен вынесет конкретное постановление, которое разрешает спор по существу. В нем он укажет порядок действий клиента и другой стороны для решения ситуации мирным путем. На основании постановления создается примирительное соглашение, которое должны соблюдать обе стороны конфликта.

Обе стороны конфликта должны беспрекословно следовать предписаниям финансового омбудсмена, исполнять его указания.

Добавить комментарий

Внимание! Все комментарии проходят модерацию